Споры с государственными органами

При осуществлении своей деятельности юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), так или иначе, взаимодействует с государственными органами.

Причем, если с одними (к примеру, налоговые органы, Пенсионный Фонд, ФСС) организации (или ИП) приходится взаимодействовать в любом случае, независимо от вида деятельности, то с другими она сталкивается только по необходимости (это таможенная служба, антимонопольные органы, миграционная служба, служба судебных приставов и т.д.). С государственными и муниципальными органами часто взаимодействуют также в рамках заключенного государственного или муниципального контракта (в этом случае речь идет о договорных отношениях).

Если говорить о налоговых органах, то они вправе провести проверку соблюдения организацией или ИП налогового законодательства при осуществлении своей деятельности. Камеральную проверку (проводимую на основе представленных налогоплательщиком документов) или выездную проверку (на территории налогоплательщика). Для той и другой проверки Налоговым Кодексом РФ (ст.ст. 88-89) предусмотрен процессуальный порядок ее проведения, при несоблюдении которого результаты проверки можно оспорить по соответствующим основаниям.

В любом случае, при несогласии с принятым районной налоговой инспекцией решением, налогоплательщик вправе обжаловать его в городское Управление Федеральной налоговой службы, а в дальнейшем - в Арбитражный суд.

Взаимодействие организации (или ИП) с таможенной службой возникает в основном при осуществлении данной компанией внешне-экономической деятельности.

Наиболее часто в нашу компанию обращаются за помощью в разрешении следующих таможенных споров:

- обжалование незаконных действий таможенных органов по корректировке таможенной стоимости,
- обжалование незаконных постановлений об административных нарушениях при осуществлении процедуры таможенного оформления,
- возврат излишне уплаченного при ввозе товара налога на добавленную стоимость.

В антимонопольной сфере наиболее распространенными спорами являются жалобы в соответствующее Управление Федеральной Антимонопольной службы о нарушении участниками торгов Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанную жалобу имеет право подать заказчик торгов, непосредственно участник торгов, и любое заинтересованное лицо, права которого также нарушены при проведении данных торгов (к примеру, лицо, которому отказано в допуске к участию). Жалоба может быть подана на действия (или бездействия) заказчика или аукционной комиссии.

Для процедуры рассмотрения вышеуказанных жалоб установлены кратчайшие сроки. Так, в случае выявления органом УФАС нарушения, скажем, Закона о контрактной системе, виновнику выставляются соответствующие предписания об устранении данных нарушений (в этом случае зачастую отменяются и результаты торгов).

Решение, которое выносит УФАС, можно также оспорить в установленном порядке в Арбитражном суде.

Что касается таких надзорных органов, как Роспотребнадзор и Госпожнадзор, то они могут проверить любую организацию или предприятие независимо от вида их деятельности. Плановая проверка проходит не чаще одного раза в три года.

При проведении проверки Роспотребнадзор проверяет, как правило: учредительные документы организации; наличие уголка потребителей; наличие прейскурантов цен на товары или услуги; правоустанавливающие документы на помещение; наличие договоров на вывоз мусора и проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации; наличие журналов учета проверок санитарного состояния, санитарно-эпидемиологических и экспертных заключений.

Роспотребнадзор может также организовать проверку правильности оформления трудовых книжек и трудовых договоров сотрудников а также проверку контрольно-кассовой техники.

Получения заключения Государственного Пожарного надзора РФ требуется только для следующих видов деятельности: оптовой торговли алкогольной продукцией (для розницы не требуется), фармацевтической, медицинской, образовательной; деятельность по сбору, использованию, транспортировке, размещении отходов 1 - 4 класса опасности.

Важно: в помещении должны быть в обязательном порядке: пожарная сигнализация и договор на ее обслуживание; приказ о назначении ответственного лица за пожарную безопасность, план пожарной эвакуации; огнетушители.

При проведении плановой проверки инспектор Госпожнадзора проверяет наличие вышеуказанных документов, а также учредительные документы организации, договоры с энего- и водоснабжающими организациями, договор на установку и обслуживание систем предотвращения пожара и противопожарной защиты, декларация пожарной безопасности (ДПБ), договоры аренды помещений, территорий.


Как показывает практика, каждая спорная ситуация требует индивидуального подхода. Формальный юридический подход нельзя использовать даже в типовых спорах. К тому же, как показывает анализ судебной практики, решение суда может носить весьма неожиданный характер, если упущена какая-то деталь на стадии составления документов и подготовки дела к судебному процессу.