Защита прав потребителей

Данная сфера распространяется на отношения, возникающие между продавцами (исполнителями) и потребителями при приобретении последними товаров или услуг.

Приобретая товар (или услугу) следует обратить внимание на наличие полной информации о данном товаре (услуге). Как правило, это - цена, сведения о потребительских свойствах, срок годности, информация об использовании, информация об изготовителе (исполнителе). Если указанные сведения отсутствуют (или предоставлены не своевременно), то это является основанием для расторжения договора купли-продажи (если он уже заключен) и возмещения причиненных потребителю убытков. Зачастую возникает необходимость после приобретения товара осуществить его возврат.

Так, срок возврата качественного товара составляет 14 дней с момента его покупки. Предположим, что товар не подошел потребителю по размеру, цвету, габаритам т.д. Следует помнить, что существует перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату, к примеру: парфюмерно-косметические товары, предметы личной гигиены, мебель, автомобили, технически сложные товары, животные и растения. Такие товары подлежат возврату только в том случае, если имеются претензии по их качеству.

Возврат некачественного товара осуществляется в случае обнаружения его недостатков в пределах гарантийного срока или срока годности данного товара. Для того, чтобы продавец удостоверился в наличии недостатка данного товара, он имеет право провести за свой счет экспертизу качества этого товара. После подтверждения продавцом некачественности товара, потребитель имеет право требовать:

- расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств за некачественный товар,
- замены данного товара на качественный товар той же марки, или качественный товар другой марки с перерасчетом его покупной цены,
- соразмерного уменьшения цены за некачественный товар,
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков данного товара (ремонт за счет продавца).

При наличии одного из вышеуказанных оснований возврата товара, рекомендуем обращаться с письменным заявлением в адрес продавца (то есть по адресу приобретения товара). Срок рассмотрения данного заявления (претензии) продавцом не должен превышать 10 дней с момента его предъявления.

На практике приобретение потребителем (заказчиком) услуг нередко сопряжено с приобретением у того же продавца (исполнителя) определенных товаров. Например, приобретая дверь или кухонный гарнитур, покупатель заказывает в той же организации-продавца их доставку и установку.

Другой пример – услуги салонов красоты. Многие салоны предлагают (методом телефонного прозвона) «бесплатные» косметические процедуры по уходу за кожей лица и волосами. При этом цель данной «бесплатной» процедуры – продажа далеко не дешевой продукции (товары по уходу за волосами и лицом), зачастую совсем не нужной потребителю, или же сертификата (абонемента) на обслуживание в этом салоне. И это хорошо, если у посетителя имеются достаточные средства, а главное - желание приобрести то, что ему предлагается. В ином случае результатом такого однократного посещения бесплатной косметической процедуры будет подписанный кредитный договор на немалую сумму в счет приобретения предлагаемых потребителю товаров. Будьте внимательны! Посещение бесплатной процедуры может закончиться покупкой совсем не дешевой навязанной потребителю продукции.

Споры в сфере потребительского кредитования также регулируются нормами законодательства О защите прав потребителей (расторжение кредитного договора по инициативе заемщика или кредитной организации, внесение изменений в кредитный договор и т.д.)

Распространенными способами защиты прав потребителей являются составление претензии в адрес организации-продавца (исполнителя), претензии в правоохранительные органы, а также отдел Роспотребнадзора, и подача искового заявления в судебные инстанции.

Важно: исковые заявления, поданные потребителем в защиту своих прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины, а также могут быть рассмотрены в суде, как по месту нахождения ответчика, так и по месту нахождения (проживания) истца.

К любой из вышеперечисленных ситуаций в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход. При ведении дела мы основываемся на своем собственном опыте, а также руководствуемся анализом судебной практики и разъяснениями высших судов по данной категории дел.